Магия имени у славян

Древние Славянские имена Волхвов, Ведунов и Ведьм

1015 279 420 1

ИМЕНА ВЕДУНОВ
Мужские имена:
АГНЕХРОН — хранитель огня.
АГНИЙ — огненный, светлый, чистый («агни» — огонь).

БОГОДЕЙ — действующий по воле (заповедям) богов своих предков.
БОГОЛЕП — приятный богам.
БОГОЛЮБ — любящий богов своих предков.
БОГОМОЛ — молящийся богам.
БОГОРОД — родственный богам.
БОГУМИЛ (Богомил) — милый Всевышнему Богу.
БОГУМИР — примирившийся с Богом (Прародителем).
БОГУСЛАВ — славящий Бога-Прародителя.
БОГУХВАЛ — возносящий хвалу Всевышнему Богу.
БОЖЕМИЛ — милый богам.
БОЖЕДОМ — жилище Бога
БОЖЕСЛАВ — славящий богов и Прародителя.
БОЖЕТЕХ — утешающий божьим словом.
БОЖИДАР — имеющий дар (способность) божественности, т. е. полубог.
БОЖИМИР (Божемир) — способный переносить своё сознание в мир богов (миры Прави и Слави).
БОРЗОМЫСЛ — быстро думающий, сообразительный, владею- щий ментальным телом (телом ума).
БОЯН — высокодуховный.
БУЯН — буйно, активно двигающийся по пути духовного совершенствования.

ВЕДАГОР — ведающий о высшем, многознающий.
ВЕДАЗАР — изведавший озарение.
ВЕДАМИР — ведающий о мироздании.
ВЕДЕНЕЙ — ведающий.
ВЕДИСЛАВ — славящий ведение (знание).
ВЕДОГОСТЬ — ведун-странник.
ВЕДОМЫСЛ — ведающий мысль, т. е. владеющий ментальным телом.
ВЕЗНИЧ — ведающий жрец («знич» — жрец, хранитель Огня).
ВЕЛЕЗВЁЗД — звездочёт, знающий влияние звёзд.
ВЕЛИГОР — великий возвышенным.
ВЕЛИЖАН — очень вежливый, усмиривший чувства.
ВЕЛИЗАР — многосветлый, озарённый.
ВЕЛИМИР — очень мирный, уравновешенный, миролюбивый.
ВЕЛИМУДР — великомудрый.
ВЕЛИСВЕТ — великий прсветленный.
ВЕРОСЛАВ — славящий Веру.
ВЕРХУСЛАВ — славящий верхние миры, т. е. миры Прави и Слави.
ВЕСЛАВ — славящий ведение (знание).
ВИНИТАРХ — несущий свет знаний Тарха – сына бога Перуна.
ВИРИЛАД — одухотворённый («вирий» — духовный мир; «лад»— любовь, красота).
ВИТЕНЕГ — победивший негу (лень, расслабленность), т. е. закалённый, стойкий к соблазнам.
ВЛАДДУХ — дваждырождённый — в теле и духе, т. е. владеющий деваконическим (духовным) телом.
ВЛЕСОСЛАВ — славящий Велеса.
ВОЛЬГА ( Волег ) — подобный легу.
ВСЕВЕД — всеведающий.
ВСЕВИД — всевидящий.
ВСЕМИЛ — всемилостивый.
ВСЕМИР — всемирный, т. е. способный проникать во все миры.
ВСЕСВЕТ — всесветный, т. е. способный воспринимать все света (миры).
ВСЕСЛАВ — всеславящий.
ВЫШЕЗОР — прозревающий (видящий) высшие миры, т. е. миры Прави и Слави.
ВЫШЕСЛАВ — славящий Всевышнего.

ГАЯН — идущий путем духовного совершенствования.
ГОЕМЫСЛ — осмысливающий жизненную силу («гое» — сила жизни и плодородия).
ГОЕНЕГ — нежащий (лелеющий) жизненную силу.
ГОРЕСЛАВ — славящий в невзгодах.
ГОРЕМЫСЛ — осмысливающий добро и зло.
ГОРОСЛАВ — возносящий прославление.
ГОРОМЫСЛ — мыслящий о высоком.

ДАЛЕМИР — далёкий от мира (общества).
ДАЛИМИЛ — дающий милость, многомилостивый.
ДАРЬЯН — дариец идущий по пути духовного совершенствования.
ДЕДОСЛАВ — славящий предков, хранитель родовых традиций.
ДОБРОВЕСТ — повествующий о добре (т. е. о том, что ускоряет эволюцию).
ДОБРОВИТ — побеждающий добродетелью.
ДОБРОВЛАД — владеющий добротой, ненасилием.
ДОБРОГОР — возвеличивающий добро.
ДОБРОДЕЙ — делающий добро, благо.
ДОБРОЖЁН — воспитывающий добрых жён.
ДОБРОЛЮБ — любящий доброту, благой.
ДОБРОМИЛ — добрый и милый, милосердный ко всем.
ДОБРОМИР — добрый к людям (миру), человечный.
ДОБРОСЛАВ — славящий доброту.
ДОБРОХОД — приходящий с добром, благом.
ДОМАГОСТЬ — гостеприимный.
ДОМАНЕГ — нежащийся в доме (семье), совершенный семьянин.
ДОМИСЛАВ (Домослав) — славящий домовитость, семейный
ДОМОРАД — радующийся домоседству, уединению.
ДОРОГОМИЛ — дорогой и милый всем.
ДОРОГОМЫСЛ — дорогомыслящий, т. е. мыслящий о высокодуховном.
ДРАГА — идущиц к просветлению.
ДРАГОМИР — драгоценный для мира (общества).
ДРЕВОСЛАВ — славящий древность, наследие предков, родовое древо.
ДУХОВЛАД — владеющий духом.
ДУШЕВЛАД — владеющий душой (деваконическим телом).

ЖДАМИР (Ждимир) — жданный миром (вече, копой) для совета и участия.
ЖЕЛИСЛАВ (Жеслав) — славящий Желю, богиню посмертия.
ЖИВОРОД — живущий ради своего рода.
ЖИЗНЕМИР — оживляющий, одухотворяющий мир (вече, копу).
ЖИЗНЕСЛАВ — славящий жизнь во всех её проявлениях.
ЖИЗНОБУД — будящий жизнь, самоосознание в каждом.

ЗАРЕСЛАВ ( Зореслав ) — славящий зарю.
ЗЕМОМЫСЛ — мыслящий о земле ( Родине ).
ЗЛАТОДАН — солнцерожденный.
ЗОРЕМИР — озаряющий, просветляющий мир.

ИРИЙЗАР — озаренный ирием.
ИСТИСЛАВ — славящий истину.

КРЕСЛАВ — славящий огонь, свет ( кресс – огонь, свет ).
КУДЕЯР — ярый кудесник.

МЕЖДАМИР (Меземир) — умеющий переносить своё сознание в междумирье (параллельные миры).
МЕЗИСЛАВ — славящий духовидение (мистическое прозрение).
МИЛАД — милый богине Ладе.
МИЛОГОСТЬ — милый, желанный гость.
МИЛОДАР — дарящий милость, милосердие.
МИЛОДУХ — милый духом (одухотворённостью).
МИЛОМИР — милый миру (обществу), миролюбивый.
МИЛОНЕГ — милый и нежный ко всем; желающий душевного покоя (неги).
МИЛОРАД — милорадостный.
МИЛОСЛАВ — славящий милость, милосердие.
МИРОЛЮБ — любящий Мир (Вселенную) и душевный покой.
МИРОМИР — несущий душевный покой в мир (общество).
МИРОСЛАВ — славящий мир (душевный покой).
МОВЕСЛАВ — славящий русскую речь («мовь» — речь).
МОЛИБОГ — молитвенник.
МОЛНЕЗАР — озарённый молнией-перуницей, благословленный.

НАВОЛОД — владеющий навьим (т.е. астральным, лептонным) телом.
НЕГОРАД — радующийся неге (душевному покою).
НЕГОСЛАВ — славящий негу (душевный покой).
НИЯСЛАВ — славящий Ния – Бога морей и океанов.

ПЕРЕМЫШЛЬ — переосмысливающий, добирающийся до сути вещей.
ПЕРЕНЕГ — обретший совершенный душевный покой.
ПЕРЕСВЕТ — наиболее светлый, просветлённый.
ПРЕМЫСЛ — совершенный мыслитель.
ПРОВИД (Прозор) — провидец, ясновидящий.

РОДИСЛАВ (Родослав) — славящий Родину и свой род.
РАДМИЛ — радующий милостью, милосердием.
РАДОБУД — будящий радость («Ра» — солнце).
РАДОВАН — радующий всех.
РАДОВЛАД — владеющий радостью.
РАДОГОСТЬ — радующий, желанный гость.
РАДОЖАР — радующий душевным теплом.
РАДОМИР — радующий мир (общество).
РАДОМЫСЛ — мыслящий о радости.
РАДОСВЕТ — радующий светом (чистотой), просветлённый.
РАДОСЛАВ — славящий радость («Ра» — бог солнца, Дажьбог).
РОДОГОЙ — поддерживающий жизнь рода («гой» — жизненная сила).
РОДОГОР — возвышающий род.
РОДОМЫСЛ — думающий, заботящийся о своём роде.
РОДОСВЕТ — просветляющий, одухотворяющий род.
РОСТИЧАР — увеличивающий дары жертвоприношений («чара»— жертвенная чаша: «ча» — чаша, жизненная сила, «Ра» — солнце).
РУНИСЛАВ — славящий руны ( образное письмо).

САМОВЛАД — овладевший собой.
СВЕБОЖ — просветлённый, одухотворённый Светом (божьим), т. е. полубог.
СВЕНТОЯР — яростносветлый, просветлённый.
СВЕТИСЛАВ (Светослав) — славящий свет, просветление.
СВЕТЛАН — просветлённый («свет» — светлый, чистый; «ла».— душа, т.е. чистая душа).
СВЕТОБОР — борющийся, побеждающий светом, просветлением.
СВЕТОГОР — высокосветлый, просветлённый.
СВЕТОЗАР — озарённый светом.
СВЕТОКОЛ — окружённый светом буддхического тела («коло»— колесо, круг, т. е. нимб светых).
СВЕТОЛИК — светлоликий, одухотворённый.
СВЕТОМИР — просвещающий мир (общество).
СВЕТОЯР — яростно светлый, просветлённый, солнечный.
СВЕТОДОР — идущий дорогой (путём) светости, просветления.
СЕМИДОЛ — очень опытный, способный.
СЕМОВИТ — побеждающий одухотворённостью, взращиванием семи тонких тел.
СКОРОДУМ — сообразительный, владеющий ментальным телом.
СЛАВЕР — славящий Веру.
СЛАВИЯР — славящий Ярилу – Солнце.
СЛАВОНЕГ — славящий душевный покой (негу).
СМЕЯН — смело идущий путем совершенствования.
СОКРАТ — многомерный ( сто крат ).
СОЛНЦЕСЛАВ — славящий солнце.
СТАВЕР — стойкий, твёрдый в Вере.
СТОЛПОСВЕТ — светоч, т.е. человек, имеющий мощный энергетический канал связи с родовым и духовным эгрегором.

ТЕРПИМИР — проявляющий терпимость в миру (обществе).
ТИХОМИР — тихий, скромный в миру, простой.
ТРЕВЗОР — яснвидящий.
ТРИМИР — духовидец, способный обучаться во всех трёх мирах – Яви, Нави и Прави.
ТРИСЛАВ — славящий тройственность мира.
ТРИЯН (Траян, Троян) — усиливший энергию своего эволюционного развития в три раза («Ян» — положительная сила эволюционного развития).

ХВАЛИБОГ — восхваляющий Всевышнего Бога.

ЯВОЛОД — достигший самообладания.
ЯНИСЛАВ — славящий Ян – путь духовного восхождения.
ЯРОЛИК — солнцеликий.
ЯРОМИЛ — милостью подобный Яриле — солнцу.
ЯРОМИР — миролюбием подобный Яриле — солнцу.
ЯРОМУДР — мудростью подобный богу Яриле.
ЯРОСЛАВ — славящий Ярилу (свет, просвещение).
ЯРЬОМА — мощь, сила, сияние Всевышнего (ОМа); отсюда – Ярёма, Ерёма.

Женские имена:
АГНИЯ — огненная, просветлённая («агни» — огонь).
АЛЛА — высокодуховная («ал» — высокая, «ла» — душа).

BOKECJIABA — славящая своих богов.
ВЕДАГОРА — многознающая.
ВЕДАНА (Веденея, Веденя) — ведающая.
ВЕДИСЛАВА — славящая ведение.
ВЕЛИЖАНА — вежливая, усмирившая свои чувства.
ВЕЛИЗАРА — многосветлая, озарённая.
ВЕЛИМИРА — очень мирная, уравновешенная.
ВЕРА — ведающая Ра (солнце, изначальный Свет).
ВЕРОСЛАВА — славящая Веру.
ВЕСЛАВА — славящая ведение.
ВИРИЛАДА — одухотворённая («юрий» — мир Слави).
ВИТЕНЕГА — победившая негу (лень), соблазны.
ВСЕВЕДА — всеведающая.
ВСЕВИДА — всевидящая.
ВСЕМИЛА — всемилостивая.
ВСЕМИРА — всемирная, добрая ко всему сущему.
ВСЕСЛАВА — всё славящая.
ВЫШЕСЛАВА — возвышенная, славящая Всевышнего.

ГОРЕСЛАВА — славящая в горе.
ГОРОСЛАВА — славная прославлением богов.

ДАЛИМИЛА — дающая милость, многомилостивая.
ДЕДОСЛАВА — славящая предков, хранительница родовых традиций.
ДОБРОВЕСТА — повествующая о добре.
ДОБРОВЛАДА — владеющая добротой.
ДОБРОГОРА — возвеличивающая добро.
ДОБРОДЕЯ — делающая добро.
ДОБРОЛЮБА — любящая добро.
ДОБРОМИЛА — добрая и милая ко всем.
ДОБРОМИРА — добрая к людям (миру).
ДОБРОНЕГА — добрая и нежная.
ДОБРОСЛАВА — славящая доброту.
ДОМИСЛАВА (Домослава) — славящая семейный уклад, домовитость.
ДОМОРАДА — радующаяся уединению в своём доме, домовитая.
ДРАГОМИРА (Дорогомила) — дорогая, милая миру (обществу).
ДУШЕВЛАДА — великодушная.

ЖЕЛИСЛАВА — славящая Желю.
ЖИВОРОДА — живущая для рода.
ЖИЗНЕСЛАВА — славящая жизнь.

ЗАРЕСЛАВА — славящая зарю.
ЗОРЕМИРА — озаряющая, просветляющая мир.

ИРИНА — вознесённая (вирий» — духовный мир).
ИСТИСЛАВА — славящая истину.

ЛАДОМИЛА — милая богине Ладе, милосердная.
ЛАДОМИРА — несущая лад и душевный покой в мир (общество).
ЛАДОСЛАВА — славящая Ладу, богиню любви, красоты и совершенства.
ЛЕПОСЛАВА — славящая красоту, совершенство.
ЛУЧЕЗАРА — лучезарная, озаряющая светом.
ЛУЧЕМИРА — устремлённая, стремящаяся к миру (душевному покою).
ЛЮБИСТИНА — любящая истину.
ЛЮБОДАРА — дарящая любовь.
ЛЮБОЗАРА — озарённая любовью.
ЛЮБОМИЛА — любящая, милосердная.
ЛЮБОМИРА — любящая мир (душевный покой).
ЛЮБОМУДРА — любящая мудрость, знание
ЛЮБОНЕГА — любящая негу (душевный покой).
JIIOBOPAЦА — любощая радость (солнечность).
ЛЮБОСЛАВА (Любислава) — славящая Любовь.
ЛЮБОЯРА — любящая Ярилу.
ЛЮДМИЛА — милая людям, человечная.
ЛЮДОМИРА — умиротворяющая людей.

МИЛАДА — милая богине Ладе.
МИЛОДАРА — дарящая милость, милосердная.
МИЛОМИРА — милая миру (обществу).
МИЛОРАДА — милая радостью.
МИЛОСЛАВА — славящая милость, милосердие.
МИЛОНЕГА — милая, нежная ко всем, желающая душевного покоя (неги).,
МИРОЛЮБА — любящая мир (душевный покой), спокойная.
МИРОСЛАВА — славящая мир (душевный покой).

ОГНЕСЛАВА — славящая Огонь.

РАДМИЛА — радующая милостью
РАДОВЛАДА — владеющая радостью.
РАДОМИРА (Рамира) — радующая мир (общество), умиротворяющая.
РАДОСВЕТА — радующая светом (чистотой).
РАДОСЛАВА — славящая радость.
РОДОСЛАВА — славящая род предков мужа.

СВЕТИСЛАВА (Светослава) — славящая свет, просвещение.
СВЕТЛАНА (Светлена) — светлая, чистая душа («ла» — душа).
СВЕТОГОРА — высокопросветлённая.
СВЕТОЗАРА — озарённая светом.
СВЕТОЛИКА — просветлённая.
СВЕТОМИРА — просвещающая мир (общество).
СВЕТОЯРА — солнечная.
СЕМИДОЛА — многоопьггная.
СЛАВЕРА — славящая Веру.
СЛАВОНЕГА — славящая душевный покой (негу).
СОЛНЦЕСЛАВА — славящая солнце.

ТИХОМИРА — тихая, скромная в миру.

ЯНИНА — совершенная («ян» — мужская, положительная энергия; «инь» — женская, отрицательная энергия).
ЯРОЛИКА — солнцеликая.
ЯРОМИЛА — милая Яриле.
ЯРОСЛАВА — славящая Ярилу-солнце.

Источник

Славянская магия

Славянская магия

Если следовать устоявшимся экзотерическим стереотипам, то Индия – это только йога, Скандинавия – это только руны, Африка – только Вуду. Но на самом деле каждый народ имеет не какой-то один свойственный только ему вид магии, а целый спектр разнообразных магических направлений. Так, в Индии, кроме йоги, существует Васту-Видья (аналог Фэн-Шуй), Абхичара (аналог Навославия), Дакини-Видья (аналог деревенской магии).

На полках книжных магазинов книжки с названием “Славянская магия” обычно содержат только заговоры, причём чаще всего очень поздней записи или новодельные. Потому у большинства складывается стереотип, что славяне – это только заговоры и травничество. Но это столь же неверно, как и только что рассмотренные стереотипы в отношении других народов.

Славянская магия делится на ведовство, колдовство и пустонство. Эти три вида славянской магии в свою очередь вмещают в себя аналоги очень многих магических специализаций, известных разным народам. Например, к ведовству относится ярбывание – аналог церемонии богослужения, известной индусам и финно-уграм; к колдовству относится большая часть древних заговоров; к пустонству относится Ладокрес – аналог РэйКи. Грубо говоря, у славян имеется всё, чем располагают любые другие народы: на Западе некромантия – у славян мертвоволшвение, на Западе малефистика – у славян Кощная Потвора, у индусов йога – у славян юджа, и т.д.

Не смотря на то, что славянская магия располагает таким многообразием всем известных направлений, ни одно из них не является заимствованным, все они весьма оригинальны и имеют множество отличий от своих аналогов у других народов.

Основной особенностью славянской магии является её крайне практическая направленность. Славянские государства мало где существовали слишком долго, славяне всегда занимали плодородные земли, за которые приходилось постоянно бороться. В таких условиях непросто сохранить сложную и длинную систему, а потому сохраняли лишь самые короткие, быстрые и действенные методы.

Не смотря на деятельное возрождение язычества, сейчас очень мало людей, которые действительно разбираются в славянской магии. Большинство путает её с различными двоеверными направлениями вроде новомодного веретничества и давно известной деревенской магии, а другие просто сочиняют её сами с оглядкой на Восток. Поэтому встретить носителя подлинных знаний о славянской магии – это большая редкость и большая удача, поскольку для любого славянина только эта магия является родной, ничто её не заменит.

Источник

Язычество Древней Руси: иерархия богов, славянские обряды и обереги

77de1a9db80ee0055d9efe02b1b2ee9b

Из этой статьи вы узнаете:

Как возникло и развивалось язычество в Древней Руси

Какие боги существовали в язычестве Древней Руси

Какие праздники и обряды проводились в Древней Руси

Какие обереги, амулеты и талисманы носили язычники Древней Руси

Язычество Древней Руси – это система представлений о человеке и мире, что существовала в древнерусском государстве. Именно эта вера была официальной и преобладающей религией среди восточных славян вплоть до Крещения Руси в 988 году. Несмотря на усилия, которые прилагала правящая элита, до середины XIII века именно язычество продолжала исповедовать большая часть племен, населявших древнюю Русь. Даже после того, как христианство полностью вытеснило его, традиции и верования язычников оказывали и оказывают до наших дней существенное влияние на культуру, традиции и уклад жизни русских людей.

История возникновения и развития язычества Древней Руси

b00ffbf29c49fbc53ad835005682d07c

Само по себе название «язычество» нельзя считать точным, поскольку в это понятие входит слишком большой культурный пласт. В наши дни чаще употребляются такие термины, как «политеизм», «тотемизм» или «этническая религия».

Термин же «язычество древних славян» используют, когда возникает необходимость обозначить религиозные и культурные воззрения всех племен, проживавших на территории древней Руси до момента принятия этими племенами христианства. Согласно одному из мнений, в основе термина «язычество», применяемого к культуре древних славян, лежит не сама религия (политеизм), а один язык, используемый многочисленными, не связанными между собой славянскими племенами.

Летописец Нестор всю совокупность этих племен называл язычниками, то есть, племенами, объединенными одним языком. Для обозначения особенностей религиозных и культурных традиций древнеславянских племен термин «язычество» стал применяться несколько позже.

Начало формирования славянского язычества в Древней Руси относится к I-II тысячелетиям до н.э., то есть к тем временам, когда племена славян начали отделяться от племен индоевропейской группы, расселяться на новых территориях и взаимодействовать с культурными традициями соседей. Именно индоевропейская культура привнесла в культуру древних славян такие образы, как бог грозы, боевую дружину, бог скота и один из важнейших прообразов матери-земли.

ykrashenia1

Большое значение для славян имели кельты, не только привнесшие в языческую религию ряд определенных образов, но и давших само название «бог», которым эти образы обозначались. Много общего у славянского язычества с германо-скандинавской мифологией, сюда можно отнести наличие мотивов мирового древа, драконов и прочих божеств, которые менялись в соответствии с условиями жизни славян.

После активного разделения славянских племен и расселения их по различным территориям, начало изменяться и само язычество Древней Руси, у каждого племени стали появляться присущие лишь ему элементы. В VI-VII веках между религиями восточных и западных славян различия были довольно ощутимые.

К тому же очень часто отличались друг от друга верования, присущие высшим правящим слоям общества и его низшим слоям. Об этом свидетельствуют и древние славянские летописи. Верования жителей крупных городов и мелких деревень могли быть различными.

По мере формирования централизованного древнерусского государства все большее развитие получали связи Руси с Византией и другими государствами, в то же время язычество начало подвергаться сомнениям, начинались гонения, так называемые поучения против язычников. После того как в 988 году произошло Крещение Руси и официальной религией стало христианство, язычество было практически вытеснено. И все же и в наши дни можно встретить территории и общины, которые населяют люди, исповедующие древнеславянское язычество.

Пантеон богов в язычестве Древней Руси

Древний славянский бог Род

d69ed05c1be2c02a374be5233f4fe0df

В язычестве Древней Руси верховным богом считался Род, повелевающий всем существующим во Вселенной, в том числе и всеми остальными богами. Он возглавлял вершину языческого пантеона богов, являлся творцом и родоначальником. Именно всемогущий бог Род оказывал влияние на весь круговорот жизни. У него не было ни конца, ни начала, он существовал везде. Именно так описывают Бога все ныне существующие религии.

После Рода остальные божества и духовные сущности язычества Древней Руси распределялись по разным ступеням, которые соответствовали степени их воздействия на жизнь людей.

На верхней ступени располагались боги, которые управляли глобальными и общенародными делами – войнами, межнациональными конфликтами, погодными катаклизмами, плодородностью и голодом, рождаемостью и смертностью.

Средняя ступень отводилась божествам, отвечающим за локальные дела. Они покровительствовали сельскому хозяйству, ремеслам, рыбалке и охоте, семейным заботам. Их образ был подобен облику человека.

В язычестве Древней Руси присутствовали духовные сущности с телесным обликом, отличным от человеческого, располагались они на стилобате основы пантеона. Он принадлежал кикиморам, вурдалакам, лешим, домовым, упырям, русалкам и многим другим, им подобным.

Собственно, духовными сущностями заканчивается славянская иерархическая пирамида, это отличает ее от древнеегипетской, в которой существовал также загробный мир, населенный своими божествами и подчиняющийся особым законам.

Бог славян Хорс и его воплощения

27c984d30a3e67914a674d38d9b1bb8a

Хорс в язычестве Древней Руси являлся сыном бога Рода и братом Велеса. На Руси он назывался богом Солнца. Его лик был подобен солнечному дню – желтый, лучистый, ослепительно яркий.

У Хорса было четыре воплощения:

Каждое из них действовало в свой сезон года, люди обращались к ним за помощью, используя определенные обряды и ритуалы.

Бог славян Коляда

В язычестве Древней Руси годичный цикл начинался с Коляды, его владычество начиналось в день зимнего солнцестояния и продолжалось до дня весеннего равноденствия (с 22 декабря по 21 марта). В декабре славяне при помощи ритуальных песен приветствовали молодое Солнце и восхваляли Коляду, празднования продолжались до 7 января и назывались Святками.

В это время было принято забивать домашнюю скотину, открывать соленья, везти запасы на ярмарку. Весь период Святок славился своими посиделками, обильными застольями, гаданиями, весельем, сватовством и свадьбами. «Ничегонеделанье» в это время было законным времяпрепровождением. В это время также полагалось проявлять милосердие и щедрость к беднякам, за это Коляда был особенно благосклонен к благодетелям.

Эксперты магазина «Ведьмино Счастье» рекомендуют:

82e9a4bfbaadb53624208275291a5eab

aece247434e4dc46be38487ee1a23073

Бог славян Ярило

Иначе в язычестве Древней Руси его называли Яровитом, Руевитом, Яром. Древние славяне описывали его как юного солнечного бога, босоногого молодца, восседающего на белом коне. Там, куда он обращал свой взгляд, всходили посевы, там, где он проходил, начинали колоситься травы. Голову его венчал венок, сплетенный из колосьев, левой рукой он держал лук со стрелами, правой удерживал вожжи. Он начинал править в день весеннего равноденствия и заканчивал в день летнего солнцестояния (с 22 марта по 21 июня). К этому времени домашние припасы у людей подходили к концу, а трудиться по-прежнему надо было много. Когда же солнце поворачивало вспять, спадало напряжение в работе, тогда наступало время Даждьбога.

Бог славян Даждьбог

В язычестве Древней Руси по-другому его называли Купалой или Купайлой, он был богом Солнца с лицом зрелого мужчины. Владычествовал Даждьбог с летнего солнцестояния и до осеннего равноденствия (с 22 июня до 23 сентября). Из-за горячей рабочей страды празднования в честь этого бога переносились на 6-7 июля. Этой ночью славяне на огромном костре сжигали чучело Ярилы, девушки прыгали через огонь и пускали по воде венки, сплетенные из цветов. И парни, и девушки были заняты поисками цветущего папоротника, исполняющего желания. Забот в это время тоже было много: надо было косить траву, заготавливать запасы на зиму, чинить дома, подготавливать сани к зимней поре.

Статьи, рекомендуемые к прочтению:

Бог славян Сварог

Сварог, иначе его называли Световидом, принимал эстафету власти у Даждьбога. Солнце клонилось к горизонту все ниже, Сварога славяне представляли в образе высокого седого крепкого старца. Его взгляд был обращен на север, в руках он сжимал тяжелый меч, призванный разгонять силы тьмы. Световид был мужем Земли, отцом Даждьбога и остальных богов природы. Он правил с 23 сентября по 21 декабря, это время считалось временем сытости, покоя и достатка. У людей в этот период не было особых забот и печалей, они устраивали ярмарки, играли свадьбы.

Перун – бог грома и молнии

202ffaab82fb5e8b022c9ef27dfd1bae

В язычестве Древней Руси особое место занимал бог войны Перун, правой рукой он сжимал меч-радугу, левой держал стрелы-молнии. Славяне говорили о том, что облака были его волосами и бородой, гром – его речью, ветер – его дыханием, капли дождя – оплодотворяющим семенем. Он был сыном Сварога (Сварожич) с непростым нравом. Считался покровителем храбрых воинов и всех, кто прикладывал усилия к тяжелому труду, одаривал их силой и удачей.

Стрибог – бог ветра

00f2570e430487fdc43980b4c2871276

Стрибога в язычестве Древней Руси почитали как бога, повелевающего другими божествами стихийных сил природы (Посвистом, Погодой и другими). Он считался повелителем ветров, ураганов и метелей. Он мог быть очень добрым и очень злым. Если он сердился и дул в свой рог, то не на шутку разгуливалась стихия, когда же Стрибог пребывал в добродушном настроении, просто шумела листва, журчали ручьи, ветерок колыхал ветви деревьев. Звуки природы легли в основу песен и музыки, музыкальных инструментов. Ему возносили молитвы об окончании бури, охотникам он помогал преследовать чутких и пугливых зверей.

Велес – языческий бог богатства

1a59475e0a32c2621327154a1ab8f1a1

Велеса почитали как бога земледелия и скотоводства. Он также считался богом богатства (его называли Волосом, Месяцем). Ему подчинялись тучи. В молодости Велес сам пас небесных овец. Разгневавшись, он мог наслать на землю проливные дожди. И в наши дни, окончив жатву, люди оставляют один собранный сноп для Велеса. Его имя используют, когда нужно поклясться в честности и преданности.

Лада – богиня любви и красоты

87bf0e838fc62a69613a885aeb41a40b

В язычестве Древней Руси ее почитали как покровительницу домашнего очага. Белоснежные облака были ее одеждами, утренние росы – слезами. В предрассветные часы она помогала теням усопших перейти в потусторонний мир. Лада считалась земным воплощением Рода, верховной жрицей, богиней-матерью, в окружении свиты молоденьких прислужниц.

Славяне описывали Ладу как умную, красивую, смелую и ловкую, гибкую станом, говорящую звонкие лестные речи. Люди обращались к Ладе за советами, она говорила о том, как нужно жить, что делать можно, а что нет. Она порицала виноватых, оправдывая тех, кого обвиняли напрасно. В давние времена у богини был храм, возведенный на Ладоге, сейчас же она обитает в синеве неба.

Бог славян Чернобог

891da483856b4abe0049029b8c01d448

В язычестве Древней Руси немало преданий было сложено про болотную нечисть, лишь часть из них дошла до наших дней. Покровителем нечисти был могущественный бог Чернобог, он повелевал темными силами зла и прихотей, тяжкими недугами и горькими несчастьями. Его считали богом тьмы, обитавшим в страшных лесных чащах, прудах, затянутых ряской, глубоких омутах и топких болотах.

Со злостью сжимал Чернобог – ночной властитель – копье в руке. Он повелевал многочисленной нечистой силой – лешими, которые запутывали лесные тропинки, русалками, которые затягивали людей в глубокие омуты, хитрыми банниками, ехиднами и коварными вурдалаками, капризными домовыми.

Бог славян Мокошь

a1eac405b810346ee9c05557bc0cdcb5

Мокошью (Макешей) в язычестве Древней Руси называли богиню торговли, она была подобием древнеримского Меркурия. На языке старославян мокошь означал «полный кошель». Богиня с пользой распоряжалась собранным урожаем.

Еще одним предназначением Мокоши считалось управление судьбой. Она интересовалась прядением и ткачеством; с помощью пряденых нитей она сплетала людские судьбы. Молодые хозяйки опасались оставить на ночь неоконченную пряжу, считалось, что Мокоша может испортить кудель, а вместе с ней и судьбу девушки. Северные славяне относили Мокошу к недобрым богиням.

Бог славян Параскева-Пятница

4d45aec569bff1378303f7ecc4c13f56

В язычестве Древней Руси Параскева-Пятница была наложницей Мокоши, сделавшей ее богиней, которой была подвластна разгульная молодежь, азартные игры, попойки с вульгарными песнями и непристойными танцами, а также нечестная торговля. По этой причине именно пятница в Древней Руси долгое время была базарным днем. Женщины в это время не должны были работать, потому что ослушавшаяся Параскеву могла быть обращена богиней в холодную жабу. Древние славяне считали, что Параскева могла отравлять воду в колодцах и подземных ключах. В наше время о ней практически забыли.

Бог славян Морена

658da531e422d206d026a2518c089d12

В язычестве древних славян богиню Маруху, или иначе – Морену, считали властительницей зла, неизлечимых болезней и смерти. Именно она была причиной лютых зим на Руси, ненастных ночей, эпидемий и войн. Ее представляли в образе страшной женщины, у которой было темное морщинистое лицо, глубоко запавшие маленькие глазки, провалившийся нос, костлявое тело и такие же руки с длинными изогнутыми ногтями. В прислужниках у нее ходили недуги. Сама Маруха не уходила, ее можно было прогонять, но она все равно возвращалась.

Низшие божества древних славян

534052e117bd759c1457e06f7c858b1b

В те времена, когда древние славяне занимались по большей части охотой, а не земледелием, они считали, что дикие звери были их прародителями. Язычники верили, что это могущественные божества, которым необходимо поклоняться.

Каждое племя имело свой тотем, другими словами – священное животное для поклонения. Некоторые племена верили в то, что их предком был Волк. Это животное почиталось в качестве божества. Его имя считалось священным, произносить его вслух было нельзя.

Хозяином в языческом лесу считался Медведь – самое сильное животное. Славяне верили, что именно он способен защитить от любого зла, кроме того, он покровительствовал плодородию – для славян весна наступала тогда, когда медведи пробуждались от зимней спячки. Практически до XX века в крестьянских домах хранились медвежьи лапы, они считались талисманами, оберегающими своих хозяев от болезней, колдовства и разных несчастий. В язычестве Древней Руси верили, что медведи наделены огромной мудростью, они знали практически все: имя зверя использовалось при произнесении клятв, а охотник, посмевший клятву нарушить, был обречен погибнуть в лесу.

В язычестве Древней Руси почитали и травоядных животных. Самым уважаемым была Олениха (Лосиха), славяне считали ее богиней плодородия, неба и солнечного света. Богиню представляли с рогами (в отличие от обычных самок оленя), которые символизировали солнечные лучи. По этой причине славяне верили, что рога оленей являются оберегами, способными защитить от разной нечисти, их вешали над входом в жилище либо внутри избы.

Считалось, что небесные богини – Оленихи – могут послать на землю новорожденных оленят, которые сыпались из туч словно дождь.

Из домашних животных наибольшим почтением в язычестве Древней Руси пользовался Конь. Это объяснялось тем, что долгое время племена, населявшие современную Европу и Азию, вели не оседлый, а кочевой образ жизни. Потому золотой конь, проносящийся по небу, являлся для них олицетворением солнца. А позднее появился и миф о боге солнца, который пересекал небо на своей колеснице.

fb5a99d04c9584ccabcba515c910bed8

В язычестве Древней Руси существовали не только духи, населявшие леса и водоемы. Верования славян распространялись на домашних божеств, это были доброхоты и доброжилы, которых возглавляли домовые, жившие под печью либо в лапте, который специально для них вешали над печью.

Домовых считали покровителями хозяйства. Старательным хозяевам они помогали преумножать благо, а в наказание за лень могли наслать беду. Славяне верили, что домашний скот пользовался особым вниманием домовых. Так, они расчесывали лошадям хвосты и гривы (но если домового рассердить, то он, наоборот, мог спутать шерсть животного в колтуны), они могли увеличить удои у коров (или, наоборот, отнять у них молоко), от них зависели жизнь и здоровье новорожденной домашней скотины. Поэтому славяне стремились к тому, чтобы всячески задабривать домовых, предлагая им различные угощения и проводя специальные обряды.

Помимо веры в домовых, в язычестве Древней Руси верили в то, что ушедшие в мир иной родные помогают живущим. Эти верования тесно переплетались между собой, поэтому образ домового был неразрывно связан с печью, очагом. Славяне полагали, что души новорожденных приходят в наш мир через дымоход, через него же и уходят души усопших.

Люди представляли домового в образе бородатого мужчины с шапкой на голове. Его фигурки вырезали из дерева, они носили название «чуры», и, помимо домашних божеств, олицетворяли собой усопших предков.

Славяне, проживавшие на севере Древней Руси, верили, что помощь по хозяйству им оказывают не только домовые, но и дворовые, скотники и кутные боги (местом обитания этих доброжилов был хлев, они заботились о домашней скотине, а в качестве подношения люди оставляли им хлеб и творог), а также овинники, что охраняли запасы зерна и сена.

В язычестве Древней Руси баню считали местом нечистым, а обитавших в ней божеств – банников – относили к злым духам. Задабривали их, оставляя им веники, мыло и воду, к тому же банникам приносили жертвоприношения – черную курицу.

Даже после того, как официальной религией на Руси стало христианство, вера в «малых» богов сохранялась. В первую очередь, они почитались не столь явно, как боги небес, земли и природы. У малых божеств не было святилищ, а обряды, призванные задобрить их, люди совершали в кругу семьи. Кроме того, славяне верили в то, что «малые» боги постоянно живут рядом с ними, они общались с ними постоянно, а потому, несмотря на все усилия церкви, почитали домашних божеств, чтобы обеспечить своей семье и своему дому благополучие и безопасность.

52d2bf0633ff4ac659374ee397de0c72

В язычестве Древней Руси одним из самых грозных божеств-чудовищ славяне считали владыку подземного и подводного миров – Змея. Его представляли могучим и враждебным чудовищем, которого можно встретить в мифах и преданиях практически всех народов. Представления древних славян о нем дошли до наших дней в сказках.

Язычники севера почитали Змея – владыку подземных вод, имя ему было Ящер. Святилища Ящера были расположены среди болот, на берегах озер и рек. Для его береговых святилищ была характерна идеально круглая форма, она символизировала совершенство, противопоставляя порядок грозной всеразрушающей силе этого божества.

Для жертвоприношений Ящеру использовали не только черных кур, которых кидали в болота, но и молоденьких девушек. Эти поверья нашли отражение в сказках и легендах.

Для всех славянских племен, поклонявшихся Ящеру, он был поглотителем солнца.

Со временем кочевой образ жизни древних славян сменялся оседлым, люди переходили от охотничьих промыслов к земледелию. Этот переход сказывался и на многих мифах и религиозных обычаях славян. Древние обряды смягчались, утрачивая свою жестокость, человеческие жертвоприношения сменили обряды приношения в жертвы животных, а потом и вовсе чучел. В язычестве Древней Руси боги времен земледелия были гораздо добрее к людям.

Святилища и жрецы в язычестве Древней Руси

64a0dadfbf95701c2588c17c276524ed

У славян была сложная система языческих верований и столь же непростая система культов. У «малых» божеств не было жрецов и святилищ, люди молились им по одному или собирались семьями, общинами, племенами. Чтобы почитать «высоких» богов, собиралось уже не одно племя, люди создавали специальные храмовые комплексы, выбирали жрецов, способных общаться с божествами.

С давних пор славяне выбирали для своих молений горы, особым почитанием в язычестве Древней Руси пользовались «лысые» горы, на вершинах которых не росли деревья. На верхушке холмов устраивали «капища», то есть места, где устанавливали капь – идола.

Вокруг капища насыпали вал, формой напоминавший подкову, по верху которого жгли священные костры – крады. Кроме внутреннего вала, существовал еще один, обозначавший внешнюю границу святилища. Образованное между ними пространство называли требищем, именно здесь язычники древней Руси употребляли жертвенную пищу.

Ритуальные пиры предполагали, что люди и боги трапезничают вместе. Пиры проводились как под открытым небом, так и в специально возведенных на требище сооружениях, их называли хоромами (храмами). Изначально в храмах проводили только ритуальные пиры.

До наших дней сохранилось очень мало языческих идолов Древней Руси. Их незначительное количество в первую очередь объясняется тем, что большая часть из них была из дерева. Славяне использовали для своих идолов дерево, а не камень, поскольку полагали, что оно обладает особой магической силой. В язычестве Древней Руси деревянные изваяния сочетали и священную силу дерева, и мощь самого божества.

Языческих жрецов называли волхвами. Они были призваны совершать ритуалы в святилищах, создавать идолов и священные предметы, с помощью магических заклинаний они просили богов послать обильные урожаи.

Долгое время древние славяне верили, что существуют волки-облакогонители, взмывающие в небо и разгоняющие тучи или призывающие дождь в засушливые времена. Жрецы воздействовали на погоду с помощью особой чаши (чары), которая была наполнена водой. Над ней читались заклинания, а воду потом использовали для окропления посевов. Славяне верили, что такие действия помогают увеличению урожая.

Волхвы умели делать амулеты, то есть специальные украшения для мужчин и женщин, на которых писались заклинательные символы.

Праздники и обряды в язычестве древних славян на Руси

95986d034e254a4e63e47d3477601dd4

С самых давних времен людей интересовала возможность оказывать влияние на различные природные явления. Холодная снежная зима или засушливое лето многим грозили трудным выживанием. Во что бы то ни стало славянам нужно было продержаться до наступления тепла, добиться получения урожая. Именно поэтому основу язычества Древней Руси составляли времена года. Их влияние на быт и жизнь людей было огромным.

Языческие праздники, проводимые обряды и ритуалы были направлены на то, чтобы вызвать благосклонность могучих сил природы, на то, чтобы они позволили слабому человеку получить желаемое. Веселые песни и танцы были обязательными атрибутами встречи весны и пробуждающейся от зимней спячки природы.

Зима, лето, осень – каждое время года заслуживало празднества. Начало каждого сезона было той точкой календарного года, которая влияла на проведение земледельческих работ, строительство, совершение обрядов, направленных на укрепление дружбы, любви, семейного благополучия. Эти дни использовали для планирования работ на наступивший сезон.

Месяца годы называли таким образом, чтобы в наименовании отражалась их основная особенность (январь – просинец, февраль – лютень, апрель – цветень). Для каждого месяца из них характерны свои праздники.

Начало январским праздникам в язычестве Древней Руси давала Турица – от имени Тура (сына Велеса). Этот день (6 января) свидетельствовал об окончании зимних святок, тогда же проводили обряд посвящения в мужчины. Затем наступало время праздника Бабьих каш (8 января) – в это время восхваляли всех женщин и баб-повитух.

В день похищений, приходившийся на 12 января, проводили обряды, помогающие защитить и уберечь девок и женщин. Для прославления возрожденного Солнца и целительной воды был свой праздник – Просинец. Был в январе и день, когда полагалось задабривать домовых – люди развлекали их, пели песни.

Февральских праздников в язычестве древней Руси было пять. В Громницу можно было услышать громовые раскаты. 11 февраля праздновали Велесов день – с этого момента начинался уход холодов, а весна и тепло приближались. Сретение праздновали 15 февраля – славяне считали, что в этот день снежная зима уступает место весне. В этот день сжигали куклу Ерзовку и освобождали духов Солнца и Огня. 16 февраля был днем Починки, когда было нужно чинить весь пришедший за год в негодность инвентарь. А 18 февраля – в день Поминовения – поминали погибших в боях воинов.

Первый месяц весны в язычестве Древней Руси был ознаменован шестью праздниками, среди которых были праздник Закликания весны и Масленица (20-21 марта). Во время Масленицы надо было сжечь олицетворявшую зиму куклу Марену. Славяне верили, что этот обряд влечет за собой уход зимы.

Свои праздники были в язычестве Древней Руси и в осенние месяцы. 8 сентября, в день Рода или Роженицы, почитали семью. В день Волха Огненного начинали собирать осенний урожай. 21 сентября – день Сварога – был праздником ремесленников. 25 ноября, в день Марены, землю застилал снежный покров.

Декабрьскими праздниками были Карачун, Коляда, Щедрец. Во время Коляды и Щедреца на улицах устраивали различные представления и начинали подготовку к новому году.

Среди языческих обрядов древней Руси известны:

Свадебный обряд, включавший в себя ритуал одевания, а в день самой свадьбы – похищение невесты и ее выкуп. Мать невесты должна была испечь курник и отнести его в избу жениха. А жениху полагалось принести родителям невесты петуха. В то время, когда молодых венчали вокруг старого дуба, в избе жениха шла подготовка свадебного ложа. Как того требовало язычество Древней Руси, большое и щедрое застолье обычно заканчивалось игрищами.

Обряд Имяречения проводили, если человеку нужно было дать славянское имя.

Обряду пострига подвергали детей, не достигших семилетнего возраста. Считалось, что по окончании ритуала малыши переходили с попечения матери на попечение отца.

С помощью обрядов, посвященных началу строительства дома, боролись с нечистой силой, препятствовавшей хозяевам или мешавшей стройке посредством природных явлений.

Обряд Тризны заключался в восславлении павших на поле битвы воинов, во время обряда прибегали к песням, соревнованиям, играм.

По мере того, как изменялось осознание древними славянами мира, происходили изменения и в их погребальных обрядах.

4aff934e96bd4380d0281ca9ef27d18c

Переломный момент произошел еще в праславянские времена, тогда на смену преданию земле скрюченных трупов пришло сожжение умерших и захоронение их праха.

Придание телам умерших скрюченной позы должно было имитировать позу младенцев, находившихся в материнской утробе; для придания трупам этого положения использовали веревки. Родные умершего верили, что готовят его к следующему рождению на земле, в котором он перевоплотится в какое-либо живое существо.

В язычестве Древней Руси в основе идеи перевоплощения лежало представление о существующей отдельно от человека жизненной силе, которая придавала единый физический облик живым и мертвым.

В скрюченном виде умерших хоронили вплоть до той поры, пока бронзовый век не сменился железным. Теперь покойникам придавали вытянутое положение. Однако о самой существенной перемене погребального обряда говорит кремация – полное сожжение трупов.

Во время раскопок археологи сталкивались с обеими формами древнего предания умерших земле.

Кремация же в язычестве Древней Руси выводит на первое место новую идею, согласно которой души предков находятся на небе и содействуют небесным явлениям (таким как дожди, снега) во благо тех, кто остается на земле. После сожжения тела умершего, когда его душа отправилась к душам предков, славяне хоронили его прах в земле, веря, что таким образом они обеспечивают преимущества, характерные для обычного захоронения.

К числу элементов, включенных в погребальные обряды, относятся курганные насыпи, погребальные сооружения, представляющие собой жилище человека, захоронения праха в простом горшке, из тех, что использовали для еды.

Во время раскопок в языческих курганах древних славян часто встречались горшки и миски с едой. Горшки для приготовления пищи из первых плодов почитались как священные предметы. Этот вид посуды в язычестве Древней Руси символизировал блага, сытость. Скорее всего начало этого символизма восходит к тем временам, когда зарождались земледелие и использование глиняной утвари.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Популярные советы на каждый день
Adblock
detector