Магия используемая первобытными людьми

Магия используемая первобытными людьми

Магия первобытных людей – основная форма древней культуры и религии. Первобытная магия возникает с расцветом человеческой истории. В этот период исследователи обнаруживают первые магические ритуалы, магические обереги.

Магия выступала в качестве попытки воздействия на окружающую реальность, природу, духов, человека при помощи определенных практик. Магия явилась следствием разложения первобытного стада, нижнепалеолитического сознания, вместо которого появилось мифологическое сознание.

Магия выступила формой связи действия и мифа. Магические ритуалы и обряды были и составной частью и репетицией действий. Таким образом, вся жизнь первобытных людей неотделимо связывалась с магией.

Готовые работы на аналогичную тему

Магическое сознание зиждилось на двух основаниях:

О сложной системе магических обрядов известно благодаря археологическим раскопкам и благодаря описанию бытового образа жизни народов, находящихся в первобытных условиях.

Первобытная магия связана с образом сильного колдуна, мага, который имеет власть над явлениями природы и людьми, пользуясь сверхъестественными возможностями.

Первобытные люди считали, что у таких людей есть непосредственная связь с миром духов, поэтому они обладают силами исцеления и защиты, возможностями вызывать дождь, обеспечить успешную охоту.

Обязанностями мага было общение с духами и предками общины, проведение магических ритуалов, обрядов, приготовление ядов, лекарственных средств, противоядий, зелий, защита рода. Решением магических проблем было верное и точное соблюдение обрядов и ритуалов, что породило консерватизм в мифологическом познании мира.

Магические ритуалы часто представлялись в виде целого театрального действия, так как содержали в себе пение заклинаний, танцы, игры с костями или на музыкальных инструментах. Одним из важных элементов было одеяние мага, которое так же включалось в сопровождение обряда.

Нередко колдуны становились общинными «лидерами», даже вождями племени. Они заключали в себе представление, веру о силе, которая передаётся от одного рода другому. Тот, кто имеет доступ к силе, становится вождём племени.

Древние магические обряды

К одному из самых древних магических обрядов относится обряд, который обеспечивает успешную охоту. Многие первобытные народы, при помощи колдуна, просили своих тотемных духов об удачной охоте. В обряд могли входить:

Целью этих ритуалов было расположение духов-предков к общине, это так называемые ритуалы «задабривания».

Вспомогательным магическим средством в охоте была наскальная живопись, которая отображала сцены удачной охоты, как залог хорошей охоты.

К другим магическим обрядам относились обряды плодородия. В магических ритуалах часто использовались изображения духов из камней, костей, рогов, янтаря. Как правило, это был образ великой Матери, которая воплощала плодородие земли, и всего живого.

Вызывание дождя так же относилось к магическим обрядам плодородия. Первобытный человек наделял магическими свойствами все, что видел, чего боялся, почитал или не понимал. С каждым разом магические представления и ритуалы усложнялись по мере развития представлений о мире духов и Богов, что вело и усложнение характера общения с ними.

После распада первобытно-общинного уклада магия не исчезла, а переродилась в качестве основы для дальнейшего развития ритуальных действий, вроде чародейства, колдовства, гадания, астрологии. Магия стала так же источником для средневековой алхимии.

Источник

ВЗГЛЯД НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ. Магия в первобытном обществе.

c8fb6fb5ded429baae9e6f04cb9a69fa

МАГИЯ. Деятельная связь с духами является древнейшей формой человеческой культуры. Как человек овладел магией – неизвестно; можно лишь утверждать, что самые утончённые её способы были распространены ещё в первобытную эпоху. В процессе развития общества они помалу упрощались и забывались.

В вопросе классификации типов первобытной магии среди учёных нет единого мнения. Наиболее удобной и теоретически обоснованной представляется система российского антрополога С.А. Токарева, считавшего, что магические обряды необходимо рассматривать в аспектах методов воздействия магической силой на что-либо или кого-либо, и функций этих обрядов.

Способов воздействия на объект насчитывается несколько. Суть самого элементарного из них – инициального – заключается в том, что шаман мысленно представляет объект, и осуществляет в его сторону посыл разрушающей или исцеляющей силы. Парциальный вариант магического влияния является более изощренным, и здесь воздействие на объект производится через принадлежащие ему вещи – одежду, остатки его еды, слюну и т. д. Парциальная магия активно используется в охоте – преследователи зверя совершают обряды над его следами, экскрементами, каплями пролитой крови. Контактная магия практикуется в случаях, где существует возможность непосредственного прикосновения к объекту – при излечении, например. Вербальный способ в виде заговоров, заклинаний, нашёптываний – едва ли не самый распространённый в магической технике. Впрочем, как мы понимаем, не существует доминирующих приёмов воздействия – все они используются одновременно, чем и повышается эффективность обряда. Основную работу во время камлания совершают, напомним, всё же духи-помощники; шаман является лишь организатором действа и энергетическим посредником между двумя реальностями.

По функции, или по роду назначения, магия также делится на несколько видов. Вредоносная форма магии призвана наводить «порчу» на объект. Этим видом магии в эпоху первобытного строя заниматься было небезопасно. Общинники жили в компактных группах среди родственников; и малейшее подозрение кого-либо во вредоносной практике влекло за собой обвинение человека в колдовстве и изгнание его за пределы «материнской» земли. Вряд ли шаманы, вследствие соображений этического характера, занимались нанесением вреда сородичам – хотя единичные случаи, безусловно, были – об этом сообщают этнографы. Поскольку вредоносная магия имеет злокачественно окрашенную специфику, примеры из этой области приводить не будем.

Военная магия используется во время проведения каких-либо боевых операций. В чем-то она напоминает вредоносную – с тем отличием, что вредоносная направлена только против одного индивида, а военная – против всего враждебного сообщества. Войны, в раннюю эпоху развития обществ, длятся недолго – несколько часов или несколько дней. Вот в этот момент мобилизации духа каждый сородич чувствует свою долю ответственности в контексте быстро меняющейся ситуации. Шаман бодрствует в течение всей военной кампании: он поддерживает огонь в ритуальном святилище, камлая время от времени и призывая духов помочь воинам; он пьёт только те напитки, которые возбуждают его дух. Воины, идущие на битву, устраивают ритуальные пляски, изображая своих тотемных зверей-покровителей; гортанно речитативами произносят заговоры и имитируют броски копий в предполагаемого противника. Во время столкновения с противником, они отдаются воле своего тотемного животного и всем поведением демонстрируют боевую решимость победить. Жёны и сёстры воинов в некоторых родах танцуют в буквальном смысле всё время, пока не разрешен конфликт – они едят во время танца и даже дремлют, не останавливая выбивания ногами мерного ритма, который призван укрепить дух мужчин. Женщины на островах королевы Шарлотты могут нападать поутру на спящих детей, вязать их и избивать – в данном случае производится имитация возможных действий воинов. Женщины часто разрубают палками плоды деревьев, представляя вражеские головы. Мужчины, оставшиеся дома для охраны селений, по мере сил пытаются помочь войску. В некоторых индейских племенах, например, они высчитывают час предполагаемой битвы, затем раздевают двух юношей донага и секут их что есть мочи. Юноши терпят – от силы их духа зависят отвага и доблесть ушедших на войну сородичей.

Погодная магия предназначена для изменения климатических условий на конкретный день. Для вызывания дождя могут быть использованы обряды, имитирующие это явление природы – разбрызгивается вода, расплёвывается слюна, расхлёстывается кровь из предварительно вскрытой

вены на руке шамана или его помощника; всё это, конечно же, сопровождается заклинаниями и всеобщими ритуальными играми. Чуть сложнее обряды, целью которых является призыв к солнцу занять своё место на небосводе – например, берётся ветка специального, с магическими свойствами, дерева, которая разжигается от ритуального огня. Под аккомпанемент плясок, заговоров, подбрасываний в воздух лепешек, кокосов и прочих округлых предметов, её укрепляют на самой высокой точке местности – верхушке дерева или вершине сопки.

Лечебная магия также сильно развита в первобытном обществе. Схемами лечения являются контактные массажи, натирания тела маслами, «высасывание» духов болезней или их изгнание через опосредованные предметы, окуривание благовониями и т. д. Вот как, например, в некоторых племенах производится помощь роженице. В одном помещении (шалаше, пещере, землянке) располагаются одновременно и шаман, сидящий рядом с беременной женщиной, и его дублёр-ученик. Друг от друга шаманы разделены лёгкой перегородкой. Дублеру привязывают к животу огромный камень; он, расставив ноги, лежит на спине и ждёт указаний «акушера». При приближении схваток у роженицы, дублёр начинает метаться, кричать и подталкивать свой камень в известном направлении. «Рожает» он с женщиной одновременно, теряя при этом энергии едва ли не больше, чем она сама; и тут же начинает орать уже за младенца. Именно таким образом он снимает с беременной часть болезненной энергии, привлекая злых духов к себе; от них же спасает новорожденного, поскольку, по представлениям первых людей, в момент родов дитя беззащитно и у него легче всего похитить душу. Некоторые шаманы умудряются высосать духов болезней у всего рода – в этнографической литературе описаны случаи, когда общинники в считанные часы избавлялись от моровой инфекции. Отождествляет ли шамана при камлании свой род с одним человеком или применяет какие-либо специальные методы – неизвестно; можно, однако, представить всю апокалиптичность картин битв злых и добрых духов во второй реальности в момент проведения лечебного сеанса.

Половая, или любовная, магия практикуется двояко: во-первых, она направлена на возбуждение сексуального влечения в каком-либо объекте воздействия или на уничтожение этого влечения (то, что по-русски называется «привораживание-отвораживание», «приворот-отворот», «присушка-отсушка»); во-вторых, её могут использовать в хозяйственных целях – как способ повышения урожайности некоторых растений. Приёмов привораживания в любой первобытной культуре существовало множество. В актах, чаще всего, участвовали элементы гардероба жертвы сексуальных притязаний; эти вещи перемешивались с пожитками субъекта магического воздействия, и над ними проговаривались ритуальные речитативы. Субъект также мог поймать определённой породы птичку – придерживая её трепещущее тельце в руке, он представлял милый сердцу образ и нашептывал ласковые магические слова. Австралийский туземец, надевая на голову специально заговорённую, густо выбеленную глиной шерстяную повязку, становился на тропинке, ведущей к шалашу возлюбленной, и яростно произносил любовные заклинания. Если в этот момент желанная видела парня во всей красе его героической позиции, должно было случиться обыкновенное чудо – в сердце девушки не могла не разгореться ответная страсть. Женщины часто отправляли маленьких девочек помазать привораживающими снадобьями грудь и подмышки спящих мужчин, представители сильного пола для тех же целей посылали к женщинам мальчиков; субъекты обряда в это время сидели у ритуального огня, усиливая эффект действа энергичным заговором. «Отсушка» надоевших поклонников производилась по похожей схеме, но с намерениями другого качества. Специфическая разновидность «отсушки» встречается по сей день в Сербии и Болгарии, где загулявшая на стороне жена, не желая дать супругу повод усомниться в её верности, укладывает на глаза умершему камешки или монеты, которые затем кидает в кувшин с жидкостью, часто употребляемой мужем. Как покойник ничего не видит на этом свете, так и супруг, отведавший настойки, будет закрывать глаза на все закулисные похождения жены.

В сознании первобытного человека очень прочно укоренены представления о прямом взаимовлиянии различных факторов жизни природы и сексуальной практики людей. Если у пары рода баганда в Африке родились близнецы (неплохой показатель плодовитости), эти мужчина и женщина должны были ритуально совокупляться у банановых деревьев, дабы передать им эту магическую способность приносить вдвое больше урожая. Если кто-то страдал бесплодием, он с партнером приходил к тем же деревьям, стараясь заразиться от них силой плодоношения. Все попытки зачатия, понятно, производились втайне, поскольку сородичи не приветствовали обряды, в результате проведения которых могли окончательно исчезнуть бананы.

В магической практике существуют ритуалы и погребального характера.

Источник

228,Древняя магия первобытного человека

totemwolf

Древняя магия и волшебство – всего два слова, а притягивают внимание людей еще с первобытных времен. Древние люди не разделяли себя с природой, они воспринимали себя, как неотделимую частичку целого мира. А их вера в духов и потустороннюю жизнь не знала предела.

Зоолатрия

Зоолатрия – культ животных, возник из тотемизма. Зоолатрия была широко распространена в древности. Племена, поклонявшиеся животным, верили, что звери понимают речь человека, могут принимать его облик или когда-то были людьми. Во время исполнения магических обрядов шаманы совершали пляску, подражая движениям птиц или зверей. Чтобы еще больше походить на животных они облачались в звериную шкуру, перья, использовали маски. В подобных племенах запрещалось убивать священного зверя ради пропитания, хотя в некоторых случаях, например во время болезни, его съедали, чтобы умилостивить духа – покровителя животного. Часто имя священного животного давало название племени, которое ему преклонялось. Шаманы бережно хранили когти, кости и шкуру священного животного или фигурки, его изображающие. О принадлежности человека к тому или иному племени свидетельствовали нательные татуировки с изображением священного животного.

Магия первобытных людей

Магия первобытных людей – основная форма древней культуры и религии. Первобытная магия возникает с расцветом человеческой истории. В этот период исследователи обнаруживают первые магические ритуалы, магические обереги.

Магия выступала в качестве попытки воздействия на окружающую реальность, природу, духов, человека при помощи определенных практик. Магия явилась следствием разложения первобытного стада, нижнепалеолитического сознания, вместо которого появилось мифологическое сознание.

Магия выступила формой связи действия и мифа. Магические ритуалы и обряды были и составной частью и репетицией действий. Таким образом, вся жизнь первобытных людей неотделимо связывалась с магией.

Магическое сознание зиждилось на двух основаниях:

О сложной системе магических обрядов известно благодаря археологическим раскопкам и благодаря описанию бытового образа жизни народов, находящихся в первобытных условиях.

Первобытная магия связана с образом сильного колдуна, мага, который имеет власть над явлениями природы и людьми, пользуясь сверхъестественными возможностями.

Первобытные люди считали, что у таких людей есть непосредственная связь с миром духов, поэтому они обладают силами исцеления и защиты, возможностями вызывать дождь, обеспечить успешную охоту.

Обязанностями мага было общение с духами и предками общины, проведение магических ритуалов, обрядов, приготовление ядов, лекарственных средств, противоядий, зелий, защита рода. Решением магических проблем было верное и точное соблюдение обрядов и ритуалов, что породило консерватизм в мифологическом познании мира.

Магические ритуалы часто представлялись в виде целого театрального действия, так как содержали в себе пение заклинаний, танцы, игры с костями или на музыкальных инструментах. Одним из важных элементов было одеяние мага, которое так же включалось в сопровождение обряда.

Нередко колдуны становились общинными «лидерами», даже вождями племени. Они заключали в себе представление, веру о силе, которая передаётся от одного рода другому. Тот, кто имеет доступ к силе, становится вождём племени.

Тотемизм

totemwolfТермин «тотемизм» произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово «ототем» значит «род его». Тотемизм — религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением, и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем, сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу — это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:

— запрет на убийство тотемного животного;

— запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);

— запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;

— запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.

Древние магические обряды

К одному из самых древних магических обрядов относится обряд, который обеспечивает успешную охоту. Многие первобытные народы, при помощи колдуна, просили своих тотемных духов об удачной охоте. В обряд могли входить:

Целью этих ритуалов было расположение духов-предков к общине, это так называемые ритуалы «задабривания».

Вспомогательным магическим средством в охоте была наскальная живопись, которая отображала сцены удачной охоты, как залог хорошей охоты.

К другим магическим обрядам относились обряды плодородия. В магических ритуалах часто использовались изображения духов из камней, костей, рогов, янтаря. Как правило, это был образ великой Матери, которая воплощала плодородие земли, и всего живого.

Вызывание дождя так же относилось к магическим обрядам плодородия. Первобытный человек наделял магическими свойствами все, что видел, чего боялся, почитал или не понимал. С каждым разом магические представления и ритуалы усложнялись по мере развития представлений о мире духов и Богов, что вело и усложнение характера общения с ними.

После распада первобытно-общинного уклада магия не исчезла, а переродилась в качестве основы для дальнейшего развития ритуальных действий, вроде чародейства, колдовства, гадания, астрологии. Магия стала так же источником для средневековой алхимии.

Магия в первобытном обществе

Первобытному человеку казалось, что на окружающий мир можно воздействовать колдовством, совершением некоторых обрядов. Так думают и современные культурно отсталые народы. Североамериканские индейцы, например, раньше чем отправиться на охоту на медведя, «убивают» его изображение. Точно так же поступают культурно отсталые охотники Африки и Азии. Как правило, изображения животных эпохи палеолита находятся в глубине совершенно темных пещер, иногда на расстоянии одного и более километров от входа, в местах, где люди не жили и, следовательно, не могли любоваться этими рисунками. Интересно отметить, что в некоторых случаях добраться до мест расположения пещерных рисунков представляет огромные трудности: приходится проползать через узкие щели и даже переплывать подземные речки и озера. Там, где отсутствуют пещеры, изображения животных и сцен охоты наносились под навесами скал высоко в горах, где люди того времени обычно не располагали своих стоянок. Словом, из всего видно, что древние охотники стремились создать таинственную обстановку вокруг своих колдовских обрядов. Вот так зарождалась магия первобытных людей. На многих пещерных рисунках животные изображены с воткнутыми в них наконечниками копий или же с углублениями, означающими, несомненно, «ранения». Изображение животных на известняковой плите Каменной могилы, открытой О. Н. Бадером возле Мелитополя. Надо полагать, что изображения животных в пещерах и на скалах носили временный характер и приспосабливались лишь к однократному колдовскому обряду. Этим следует объяснить, что в некоторых пещерах встречаются расписанные стены и потолки, а поверх этих рисунков наложены новые изображения животных, причем расположены они в беспорядке, как попало. По всей вероятности, древние охотники рисовали животных на прежде разрисованной плоскости в тех случаях, когда отсутствовали свободные тайные места для новых колдовских обрядов. Изображение мамонта на пластинке из мамонтовой кости (Мальта, раскопки М. М. Герасимова). Магический характер, несомненно, имели изображения человеческих рук. У всех первобытных народов как в изобразительном искусстве, так и в языке рука является символом силы, знаком господства, могущества. Изображая на стенах и потолках пещер руку рядом с рисунком животного, древние охотники, по-видимому, надеялись добиться успеха во время охоты на этих животных. Добавим, что часто рисунки древнекаменной эпохи окрашивались красной глиной и охрой. Используются красная глина и охра и в наше время культурно отсталыми народами при религиозных обрядах для раскраски тела. Красная охра – символ крови и магической силы. По-видимому, и палеолитические охотники раскрашивали в красный цвет свои колдовские рисунки с целью придать им большую силу. Как видим, характер первобытной магии был нацелен в основном на добычу пищи. Протяженность пещеры Кастильо 500 метров. 1, 2, 3 — места нахождения рисунков. Несомненно, магический характер имели и скульптурные фигурки животных из кости и камня. Достаточно указать, что на многих из них имеются «ранения» – ямки, отверстия – или же изображены наконечники дротиков. Можно предполагать, что охотники носили эти фигурки с собой, чтобы охота была удачной. Так что первобытная магия воплощалась в разные предметы и рисунки. Изображение бизона и магических знаков из пещеры Пиндаль (Испания) К первобытной магии присоединилась вера в души и духов. Непонимание сущности смерти способствовало возникновению представления о ней как о длительном сне, а бездыханность мертвого тела стала пониматься как результат того, что его покинуло какое-то внутри находящееся невидимое существо – «душа». Точно так же непонимание сущности явлений природы и страх перед ее стихиями (восход и заход солнца, свет и тьма, гром и молния, дождь, буря, лесные пожары, наводнения и т. п.) привели к одушевлению мертвой природы. Фантазия дикаря заселила землю и небо, леса и горы, моря и реки сверхъестественными чудовищами — сильными и могущественными, добрыми и злыми.

Магия и шаманизм

Магия — четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия — это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов — людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Религию шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии — вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах — в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии — это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире.

Статистика по материалу: Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия — первые религии древних людей
121284

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Популярные советы на каждый день
Adblock
detector